Школьное и университетское образование будущего: что изменится
Какие трансформации ждут образование и как школьникам и абитуриентам быть готовыми к новым требованиям и форматам обучения

Мы уже рассмотрели ключевые тренды в сфере образования и изменения, которые ждут рынок в ближайшие годы. Теперь разберемся, как трансформации образования затронут школьников и абитуриентов. Как меняется школьное образование, почему возрастает роль профилизации, какие навыки помогут детям адаптироваться в быстро меняющемся мире? Марина Синило, руководитель направления развития аналитики СберМаркетинга, делится наблюдениями о будущем школьного и университетского образования.
Стандартизация школьного образования и ее последствия
За последние годы школьное образование стало более унифицированным: одинаковые учебники, единые программы. Это дало равные стартовые возможности для разных регионов страны. Однако вместе с этим возник эффект «усредненного» образования для всех. Тем, кого это не устраивает, приходится искать альтернативные пути — государственные или частные селективные школы, дополнительные курсы, репетиторов. Как следствие — рынок частного образования активно растет, особенно в сегменте школ с углубленной подготовкой.
Ранняя профилизация: новые реалии
Ситуация усугубляется ранней профилизацией детей. Если 20–30 лет назад формирование физико-математических и лингвистических профилей происходило в старших классах (последние 2–3 года обучения в школе), то сегодня оно начинается уже с 5–7-го классов. В специализированных школах математические профили формируются с 5–7-х классов, а химико-биологические — с 7-го. Подготовка к поступлению начинается еще раньше — некоторые родители готовят ребенка уже с 3–4-го класса. Поэтому наблюдается значительная разница в уровне подготовки у старших школьников, учащихся в селективных классах и обычных школах.
Примечание: речь идет о специализированных школах, стабильно демонстрирующих высокие результаты и получающих гранты (например, московский Лицей «Вторая школа», школа №2007, классы проекта Творческой лаборатории «2х2», Президентский физико-математический лицей №239 в Санкт-Петербурге и другие).
Дифференциация вузов и профессионального образования
Разделение образовательных программ происходит не только в школе, но и в вузах. Разные университеты нацелены на подготовку специалистов различных уровней: одни формируют исполнителей, другие — инженеров, проектировщиков, конструкторов. Для последних недостаточно сокращенной программы обучения. Наоборот, им необходимо развивать ключевые навыки, которые понадобятся в дальнейшей работе.
Академическое образование и роль преподавателей
Средне-профессиональное и высшее образование также движется к дифференциации между предложениями различных учебных заведений. Вузы не только предлагают разное качество обучения, но и ориентируются на разные группы студентов. Вузы не только предлагают вариации качества обучения, но и ориентируются на разные группы студентов. Для подготовки высококвалифицированных специалистов ключевую роль играют преподаватели. Лучшие преподаватели для таких вузов — действующие ученые, обладающие актуальными знаниями и имеющие возможность постоянно обновлять курс (так как информация быстро устаревает).
Помимо специализированных навыков студентам нужны и базовые академические знания, которые обеспечивает фундаментальное образование. А вот узкопрофессиональные компетенции можно развивать не в университете, а на коротких специализированных курсах.
Сотрудничество вузов и работодателей
Компании все активнее взаимодействуют с вузами, создавая целевые программы для подготовки кадров. Работодатели открывают в университетах специализированные кафедры, предлагая студентам практико-ориентированное обучение.
Подобные партнерства развиваются и на школьном уровне: вузы приглашают школьников на образовательные акселераторы и тренинги, проводят конференции и ярмарки талантов, предлагают гранты. Такая практика давно существует за рубежом. Например, в Великобритании уже с 7-го класса проходят ежегодные ярмарки университетов, где представители вузов знакомят школьников с образовательными возможностями. Ожидаем развития такой практики и в России.
Какие навыки нужно развивать детям
Мир меняется стремительно — так быстро изменения еще никогда не происходили. Многие специальности, которые выберут сегодняшние дети, еще не возникли. Однако однозначно можно сказать, что, независимо от выбранной области деятельности, востребованы будут:
Критическое мышление
Особенно в новом мире контента, генерируемого ИИ, и максимально правдоподобных видеофейков. Чтобы развивать критическое логическое мышление, полезно учить математику, а чтобы развивать системное (модельное) мышление — физику (что отлично согласуется с направлениями, приоритетными в данный момент для государства). Даже если физика и математика не пригодятся детям в будущем, их все равно стоит изучать ради развития модельного мышления. Зато потом они будут быстро переучиваться на понадобившиеся дисциплины.
Креативность и экспертиза
Искусственный интеллект (ИИ) может создать новое на основе уже существующего, принципиально новые идеи — прерогатива людей. ИИ позволит значительно ускорить и облегчить работу. Многие люди будут выступать креативными постановщиками задач для ИИ и экспертами, проверяющими его результаты. Соответственно, будут востребованы человеческий креатив и экспертиза в своей области.
Нужно ли гуманитариям учить технические предметы, а технарям — гуманитарные
Однозначно да. Гуманитариям требуется техническая грамотность: навыки работы со статистикой, базовое программирование, понимание технологических процессов. Это уже отражается в требованиях работодателей.
В свою очередь, техническим специалистам необходимы знания в области прикладной психологии, когнитивных искажений, влияния человеческого фактора. Это поможет минимизировать ошибки и повысить качество решений. Кроме того, специалистам по ИИ необходимы знания в области прикладной этики, поскольку регулирование алгоритмов и их воздействие на общество становится важным аспектом разработки.
Как долго и в каком возрасте учиться
Образовательные программы станут более короткими — все к этому идет, и это представляется неизбежным. Но для всех ли специальностей такое допустимо?
Есть ряд специальностей, для которых сокращение сроков образования просто опасно. Например, врачи, проектировщики мостов и зданий. Да и во многих других областях требуется не меньше стандартных 5–6 лет, чтобы хотя бы базово ознакомиться с существующими направлениями, сориентироваться в том, какие инструменты бывают, как и для чего применяются. Это, в частности, касается математики и физики. Иначе выпускники окажутся недоучками, которые будут изобретать велосипед, просто не подозревая о том, что нужные инструменты существуют и основательно изучены.
При этом в ряде направлений актуальные передовые знания быстро устаревают — в первую очередь в IT. Для таких направлений необходимо пересматривать подход к преподаванию быстро меняющихся дисциплин.