Коронавирус уже называют вторым крупнейшим глобальным кризисом после Второй мировой войны. Всемирная торговая организация ожидает, что в 2020 году мировая торговля сократится на 13 - 32%.Восстановление может произойти в 2021 году — все зависит от продолжительности вспышки и эффективности ответных мер.
Для России власти разработали два стресс- сценария развития событий — мягкий и жесткий (которые скорее выглядят как жесткий и очень жесткий):
Согласно первому: Карантин закончится летом, а цена нефти будет $20 за баррель
Согласно второму: Экономическая активность не возобновится до осени, а нефть будет стоить $10
Для мировой экономики компания McKinsey разработала несколько сценариев — пока эксперты ожидают реализации одного из мягких, в которых мир справляется с распространением COVID- 19 и предотвращает катастрофический экономический ущерб. В четырех позитивных сценариях начинается V- или U- образное восстановление.
Есть и более негативные сценарии. Самый пессимистичный (график похож не на V или U, а на L) прогнозирует, что кризис затянется надолго — McKinsey предполагает возможность появления «черного лебедя черных лебедей». Это комбинация из ущерба экономике, нанесенного вирусом, отсутствия мер для предотвращения повсеместных банкротств, безработицы и финансового кризиса.
«Черный лебедь» — теория Нассима Николаса Талеба, согласно которой непрогнозируемые редкие события (вроде 11 сентября) имеют грандиозные последствия
Какие последствия мы уже наблюдаем
Рецессия
По прогнозам Fitch, в России ожидается годовое падение ВВП на 1,4%. Мировой локдаун может сократить ВВП еврозоне и США на 7–8% за второй квартал 2020 года.
Безработица
На начало года в России уровень безработицы находился, по данным Банка России, на историческом минимуме. Но ограничительные меры неизбежно скажутся на росте безработных — Торгово- промышленная палата сообщила, что под угрозой закрытия оказались 3 млн предпринимателей и 8,6 млн человек могут остаться без работы. По данным РБК, почти 30% компаний отправили работников в неоплачиваемый отпуск, свыше 20% предприятий сократили зарплаты, а 16% перешли к увольнениям.
В США наблюдается беспрецедентный рост безработных — в марте более 10 миллионов американцев потеряли работу и обратились за пособием. Согласно прогнозу, в 2020 количество потерявших работу американцев может достигнуть 46 миллионов (14% от населения). Нынешний кризис характерен тем, что неизвестно, когда и как он закончится: многое зависит от появления вакцины, коллективного иммунитета и будущих вспышек. В мире активно ведутся разработки вакцин, в частности, новосибирский центр вирусологии «Вектор» уже в мае готов перейти к первой фазе клинических исследований.
Как коронавирус изменит мир
Наиболее вероятные и обсуждаемые последствия эпидемии коронавируса
Приватность данных и госконтроль
Что происходит
Чем большая часть жизни попадает в интернет, тем сильнее люди озабочены приватностью данных. Показательны скандалы с Zoom, аудитория которого рекордно выросла за время эпидемии: с 10 до 200 млн за три месяца. Сначала пользователи узнали, что сервис без предупреждения передает их личные данные Facebook. А позже на YouTube и Vimeo оказались тысячи записей звонков, во время которых люди обсуждали личную жизнь или, например, финансовые отчеты. По первому случаю Zoom уже получила коллективный иск от пользователей.
В нарушении конфиденциальности подозревают (пока бездоказательно) сервис онлайн- вечеринки Houseparty, который на фоне карантина тоже показал взрывной рост.
Способ сдержать пандемию — отслеживать инфицированных, поэтому государства отслеживают передвижение и контакты людей (самый известный пример — разноцветные QR- коды в Китае). Это вызывает опасения: нет гарантий,что в будущем меры, введенные сейчас, прекратят действовать.
Контроль распространяется с передвижений на состояние здоровья: уже идут проекты по массовому отслеживанию здоровья с фитнес- трекеров для предсказания пандемий.
Чего мы можем ожидать
Люди массово беспокоятся о бесконтрольном распространении личной информации и о том, как власти будут использовать инструменты контроля после эпидемии. Эксперты предлагают варианты, как откатиться к надежному стандарту хранения персональных данных, которые не нарушает права человека, но вопрос — все ли правительства им последуют.
Проблема достоверности информации
Что происходит
Инфодемия — одно из явлений, которое идет рука об руку с коронавирусом: волна недостоверной информации, домыслов, слухов из разных источников, которые люди передают друг другу и провоцируют панику. Последствия инфодемии мы видим уже сейчас— например, в Британии жгут вышки 5G из- за слухов, что 5G распространяет коронавирус.
YouTube заявил, что ужесточает политику и будет удалять все видео, связанные с теорией заговора. Twitter тоже на фоне COVID- 19 более тщательно проверяет все сообщения, чтобы банить потенциально вредный контент.
WhatsApp тоже ограничивает пересылку так называемых «часто пересылаемых сообщений» (они помечены двойной стрелкой). Теперь их можно переслать только в один чат за раз. Так мессенджер борется с фейками про дезинфекцию с вертолетов, мошенников в костюмах дезинфекторов, бананы с юга, гуляющими по родительским и прочим чатам.
Чего мы можем ожидать
Борьба с недостоверной информацией может привести к тому, что государство усилит контроль — и, возможно, это приведет к расцвету цензуры.
Можно ожидать ужесточения наказания за фейки и шутки на социально- резонансные темы — если они могут быть неправильно поняты и способствовать распространению паники. Например, следственный комитет возбудил дело из- за шуточного видео о том, что коронавирус создали в государственном научном центре «Вектор» и умышленно распространяли с помощью взрыва и лесных пожаров.
Потребительские привычки
Что происходит
Согласно исследованию Nielsen, в условиях эпидемии 76% потребителей изменили привычки, связанные с хобби и потреблением контента. 21% стали чаще читать онлайн- книги. 20% — чаще проводить время в социальных сетях, 18% — просматривать видео, 12% — слушать музыку и радио.
По данным ВЦИОМ, за два последних месяца в России выросла популярность всех дистанционных финансовых сервисов, к примеру, с 68% до 71% увеличилось число тех, кто дистанционно оплачивает счета, с 72% до 78% — число тех, кто переводит деньги онлайн.
В десятку самых быстрорастущих категорий электронной коммерции в США, по данным Stackline, вошли хлебопечки (в изоляции людям хочется свежей выпечки), а также оборудование для домашних тренировок. В упадке закономерно товары для путешествий и туризма, купальники и деловые костюмы.
Потребление тоже меняется: из- за кризиса и безработицы у людей будет меньше денег. Сейчас в России на фоне карантина люди стали покупать на 30% меньше, при этом по картам они платят все реже в общественных местах и все больше тратят в интернете. Наличными рассчитываются реже в том числе потому, что на них могут оставаться вирусы — Роспотребнадзор предупредил, что при использовании наличных необходимо мыть руки и не трогать лицо, а Герман Греф посоветовал как можно меньше пользоваться наличными в это время и использовать бесконтактные платежи.
Чего мы можем ожидать
Изменения бытовых привычек
Скорее всего, люди будут тщательнее относиться к гигиене и изменят отношение к культурным традициям вроде рукопожатия и вторжения в личное пространство.Есть мнение, что невысоким темпам проникновения вируса в Японии способствуют в том числе традиции: японцы часто и основательно моют руки, для них и привычно носить маски при первых проявлениях болезней, рукопожатиям они предпочитают поклоны и стараются держать дистанцию с окружающими. Возможно, японский стиль коммуникаций приживется во всем мире.
Изменения потребительских привычек
Рост онлайн- покупок, который и так наблюдался в последнее время, продолжится. Доля потребителей, которые совершают более половины своих покупок в интернете, с момента возникновения Covid- 19 увеличилась с 25% до 80%. В пандемию покупать онлайн стали даже те, кто не делал этого раньше: был слишком консервативен, не мог освоить техническую сторону или не хотел заказывать товары, не пощупав. Велика вероятность, что многие оценят удобство и продолжат покупать онлайн. Вероятны рост безналичной и бесконтактной оплаты, рост магазинов без кассиров, услуг самовывоза — то есть наберут популярность действия, которые подразумевают минимум контакта с людьми.
Работа и образование
Что происходит
Жизнь переходит в онлайн — обучение, торговля, реклама, спорт, коммуникации, даже дружеские вечеринки.
Удаленная работа — тренд, о котором уже давно говорили в HR- среде: обсуждали проблемы контроля, коммуникаций, подходящее программное обеспечение. Из-за эпидемии множеству компаний пришлось резко, без подготовки, переводить сотрудников в режим хоум-офиса. Работодатели и работники оказались вынуждены осваивать новое рабочее пространство.
Интернет ответил бурным ростом курсов, вебинаров и воркшопов по организации распределенных команд. Например, виртуальная школа Сбербанка открыла бесплатный доступ для всех — в числе материалов есть и курс по управлению дистанционными сотрудниками
Мировой рынок онлайн-образования быстро рос и до эпидемии коронавируса, а закрытие школ и университетов способствует развитию этого формата. Государственная образовательная система традиционно консервативна и неповоротлива, но и ей пришлось вынужденно перестраиваться и осваивать новый дистанционный формат.
И если во многих вузах уже частично действовал удаленный формат работы, то большинство школ столкнулись с этим впервые. В спешке пришлось осваивать инструменты для удаленной работы, менять организацию обучения — при этом в России нет единого интернет-ресурса для дистанционного обучения, на сайте министерства просвещения указано 20 рекомендуемых платформ. Сбербанк в свою очередь запустил свою образовательную платформу для школьников и подключил к ней уже 7 регионов России.
Внедрению дистанционного образования препятствуют как технические сложности — платформы не выдерживают наплыва и падают, так и организационные — учителям тяжело встроиться в новый формат, они не знают, как преподавать и удерживать внимание учеников в новых условиях.
Чего мы можем ожидать
Возможно, локдаун повлияет на нашу социальную активность — мы привыкнем проводить больше времени дома и меньше времени тратить на коммуникации оффлайн.
Удаленная работа
С одной стороны, есть вероятность, что за время самоизоляции работодатели и сотрудники осознают преимущества онлайна, отладят процессы удаленного взаимодействия, после чего многие не захотят возвращаться к прежнему формату работы. Такая ситуация может изменить спрос на аренду офисов, транспорт и технологии.
С другой стороны, не у всех есть подходящая техника, рабочее место, многие во время карантина оказались заперты в квартире вместе с детьми, что негативно влияет на работоспособность. Возможно, люди захотят вернуться в офисы, когда локдаун будет снят? К тому же есть мнение, что более 50% мировых компаний не готовы к полному переходу на удаленную работу.
Онлайн-образование
Возможно, в результате карантина государственное образование сделает огромный шаг вперед. Дистанционное обучение в школе или институте перестанет быть чем- то особенным — если образовательные учреждения успеют обкатать систему за время карантина, хоумскулинг может стать равноценной заменой оффлайн- походу в школу.
Путешествия
Что происходит
Границы закрыты, путешествия отменяются, турфирмы закрываются, туристическая отрасль погибает. В США ожидается, что к концу апреля воздействие коронавируса на туристическую отрасль приведет к потере 5,9 млн рабочих мест и $910 млрд в экономическом производстве, связанном с поездками.
В России, по данным Сбербанка, за неделю с 30 марта по 5 апреля траты в турагентствах упали на 96,9%, на авиабилеты — на 92,6%, на отели — на 85,3%.
Есть и другой эффект коронавируса — уже сейчас в Азии страны и города, которые взяли под контроль эпидемию, ужесточают меры проверки в аэропортах.
Чего мы можем ожидать
Глобальные катастрофы, к которым принадлежит и сегодняшняя пандемия, меняют мир. После 11 сентября многие вещи, которые прежде не были приняты, стали нормой: например, тотальный досмотр в аэропортах или запрет взять на борт бутылку воды. Возможно, в скором времени такой же нормой станет массовая проверка пассажиров аэропортов с помощью тепловизоров или требование предъявить справку о состоянии здоровья и вакцинации при получении визы.
В Шереметьево ждут возобновления международных рейсов в июле 2020 года, однако в прежнем объеме пассажиропоток восстановится в лучшем случае к концу года.
Ситуация с эпидемией стала критической для многих путешественников, которые из- за закрытия границ не могут попасть домой — по состоянию на 6 марта около 26 тысяч россиян, оставшихся за границей, подали заявки на финансовую помощь и эвакуацию. Поэтому вероятно, что первое время после окончания эпидемии люди будут опасаться уезжать далеко из страха, что ситуация повторится.
Отношение к здоровью
Что происходит
Эпидемия коронавируса показала, насколько от состояния систем здравоохранения зависит мировая экономика. Люди напуганы эпидемией и не хотят ее повторения, поэтому они озаботились гигиеной и тотальной дезинфекцией. Согласно Nielsen, на фоне пандемии 64% россиян стали чаще мыть руки, 33% чаще используют санитайзеры, а 26% регулярно убираются дома.
Но забота о здоровье перерастает в панический страх заражения, когда любой другой человек начинает восприниматься как источник угрозы. Известны случаи, когда окружающие агрессивно реагировали на кашляющего человека, например, в автобусе или магазине. В регионах случаются вспышки ненависти к москвичам, которые «распространяют инфекцию».
Чего мы можем ожидать
Подвиг «прийти больным на работу и работать» утратит героическую составляющую, а останется тем, чем и является, — безответственным поступком, который подвергает риску окружающих. Уже реальны паспорта иммунитета, которые правительство Британии планирует выдавать переболевшим COVID- 19 гражданам, и роботы- дезинфекторы.
Возможно, в супермаркете мы, пройдя мимо тепловизора, будем брать вместе с тележкой одноразовые перчатки и удивляться, что раньше могло быть иначе.
Взаимовыручка и единение
Что происходит
Парадоксальным образом параллельно с разобщением и растущей агрессией, мы наблюдаем единение. У человечества появился общий враг, который не отличает богатого от бедного, европейца от азиата. На эмоциональном уровне (на физическом уровне есть страх заразиться) люди объединились против угрозы. Эпидемия стала общей бедой и объединила людей: например, активизировались соседские сообщества — волонтеры помогают пожилым и небогатым соседям сходить за покупками или просто оставляют продукты в месте, где их заберут нуждающиеся.
Организации и частные лица жертвуют миллионы и миллиарды долларов (например, основатель Twitter Джек Дорси пожертвовал $1 млрд, почти 28% своего состояния) на борьбу с коронавирусом. Бренды включаются в повестку — мы видим воодушевляющие реакции компаний на происходящее: модные дома шьют халаты и маски, фабрики косметики выпускают санитайзеры и антисептики, производители техники и автомобилей — аппараты ИВЛ.
Британский Красный Крест запустил кампанию, цель которой — показать, что люди способны поддерживать друг друга во время пандемии. Для этого 11 художников создали плакаты «Доброта нас объединит». Ограниченную серию из 100 плакатов выставят на продажу, чтобы привлечь пожертвования.
В Facebook набирает популярность флешмоб #изозоляция — за неделю более 350 тысяч подписчиков вступило в сообщество, где русскоязычные пользователи со всего мира в изоляции косплеят произведения искусства, подбадривают и поддерживают друг друга.
Популярная на YouTube итальянская бабушка Роза говорит о том, что коронавирус пройдет, но дискриминация останется, а вакцины от нее нет, и призывает нас держаться вместе.
Чего мы можем ожидать
После Covid- 19 мир сохранит чувство единения и осознания, что каждая человеческая жизнь бесценна. Люди будут охотнее участвовать во флешмобах, благотворительных акциях и волонтерских движениях — но предпочтения будут получать те мероприятия, которые не будут требовать личных контактов с окружающими.
Как брендам готовиться к новому миру
Какие возможности открываются для нас? Помимо развития e- com отрасли, появляются новые продукты, услуги, происходит рождение нового, в том числе новых привычек потребления. Пандемия уйдет, а привычки и новые продукты останутся с нами. Так что когда, если не сейчас? Настало время для изменений и трансформаций своего бизнеса и проектов, открытого диалога со своими пользователями и клиентами, поиска новых подходов и запуска digital продуктов. Иногда самые тяжелые испытания ведут к ярчайшим победам."